ДМИТРИЙ ГОЛУБЕЦКИЙ.
ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА.
ПЬЕСА В ОДНОМ ДЕЙСТВИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
КИРИЛЛ - (актёр потом играет роль
САШИ)
МЕФОДИЙ - (актёр потом играет роль ЮРЫ)
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА, УЧИТЕЛЬНИЦА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МАША
САША
НЮРА
ЮРА
АНДРЮША
ТАНЮША
ВЕРА
ВАЛЕРА
(На поляну, залитую солнечным светом,
под звон монастырских колоколов выходят навстречу друг другу два монаха. Это
Кирилл и Мефодий. В руках у Кирилла большая книга.)
МЕФОДИЙ: Здравствуй брат, Кирилл.
КИРИЛЛ: Утро доброе, брат Мефодий.
МЕФОДИЙ: Вчера, после вечерней
молитвы, мы ещё долго работали над созданием славянской азбуки. Закончили,
когда уже старинные часы на колокольне пробили три часа после полуночи.
КИРИЛЛ: А сегодня я предлагаю ещё
раз, уже свежим взглядом оценить, сделанное нами.
МЕФОДИЙ: «Свежим взглядом»… Хорошо
сказано, не зря ты главный смотритель патриаршей библиотеки. Тебе должно быть ведомо, что братья в
монастыре называют тебя не иначе, как – философ?
КИРИЛЛ: Знаю, брат Мефодий. Но ведь и ты у братии
вызываешь искреннее уважение. Всем известно, что, когда ты состоял на военной
службе, то был мудрым правителем в населённой славянами провинции. А потом, ты
- мой старший брат, стал проповедовать христианство, отказавшись от спокойной
должности и высокого сана архиепископа.
МЕФОДИЙ: Благодаря тому, что я до настоящего времени
остался просто настоятелем монастыря, мы
оказались вместе под сенью этих мощных монастырских стен. И именно здесь, у нас
совместно, родилась идея создания славянской азбуки.
КИРИЛЛ: Верно, брат, Мефодий. Кто знает, какое будущее
у этой азбуки, но, возможно, она послужит благому делу и потомки вспомнят о нас
добрым словом.
МЕФОДИЙ: Как знать, может быть. Хотелось бы заглянуть
хотя бы краешком глаза в те грядущие времена. Возможно тогда, даже маленькие
дети, смогут овладеть той основой знаний, которая заложена в нашей азбуке.
(Слышен мощный удар колокола)
КИРИЛЛ: Звонарь
ударил в главный колокол. Пора к утренней молитве. Книгу я возьму с собой и, помолившись, мы ещё раз всё внимательно
посмотрим и оценим. А сейчас, нужно идти.
МЕФОДИЙ: Да брат, поспешим в монастырь. И дай нам Бог,
чтобы наши скромные труды послужили людям сегодня, завтра и даже через века.
КИРИЛЛ: Дай Бог, брат Мефодий.
(К большому колоколу присоединяются и все
колокола монастыря, братья уходят. Постепенно колокольный звон стихает и когда
его уже почти не слышно, зазвонил колокольчик. Так звенит первый школьный
звонок на линейке первого сентября. С
колокольчиком в одной руке и с большой папкой в другой, на сцену выходит
преподаватель начальных классов Галина
Александровна).
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Замечательно звенит
колокольчик. Когда я слышу этот звук, то будто на крыльях стремительно уношусь
в далёкое детство. В ту замечательную страну, где столько предстоит сделать
больших и маленьких открытий! Всё это, конечно хорошо, но где же мои дошколята?
Где подготовительная группа детского сада «Морячок»? Ах да, простите, я же
забыла представиться. Меня зовут Галина Александровна, я учитель младших
классов в школе, которая расположена по соседству с этим прекрасным садиком. Я
пришла к моим будущим ученикам, провести очередной урок, чтобы подготовить
их к первому классу. Мы договорились
встретиться здесь, во дворе на веранде, ведь сегодня такая замечательная
солнечная погода! Но что-то я не вижу никого. Должно быть, завтрак ещё не
закончился, хотя время урока уже подошло. Я, кажется, поняла! Скорее всего,
ребята попросили добавки и поэтому немного задержались. А вот, кстати, и они!
Бегут на наш подготовительный урок!
(Весёлой, шумной компанией вбегают во двор
– Маша, Нюра, Андрюша, Танюша, Вера и Валера).
ДЕТИ ХОРОМ: Здравствуйте, Галина
Александровна!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Здравствуйте, дети!
Рада вас видеть в отличном настроении.
Здравствуй, Маша. Здравствуй, Нюра. Как дела Андрюша и Танюша, Вера и Валера?
ТАНЮША: У нас всё замечательно, Галина
Александровна. Мы с удовольствием подготовились к нашему весёлому уроку.
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Вот и отлично. А где
же Саша и Юра? Не болеют ли они?
МАША: Нет, что вы! С ними всё в порядке!
НЮРА: Просто они помогают убирать посуду
после завтрака.
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: То есть они у вас
дежурные?
АНДРЮША: Да, как в школе!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: А вы хотите в школу,
ребята?
ВЕРА: Конечно!
ВАЛЕРА: Очень хотим!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Ну что же, это
замечательно! Пока Саша и Юра ещё не подошли, я спою вам песенку про нашу
школу. А вы ребята мне подпевайте. Договорились?
ДЕТИ ВМЕСТЕ: Договорились!!!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА (поёт):
1.
Школа – это целая страна,
В жизни школа каждому нужна.
Всем известно, что ученье – свет,
Жить без знаний невозможно, нет!
ПРИПЕВ:
Скоро, скоро в первый класс,
Но готовиться сейчас,
Нам пора уже друзья,
Время упускать нельзя!
2.
В школе интересно каждый день,
Если вам учиться в ней не лень!
Надо постараться всё узнать,
Чтобы умным человеком стать.
ПРИПЕВ:
Скоро, скоро в первый класс,
Но готовиться сейчас,
Нам пора уже друзья,
Время упускать нельзя!
(Вбегают Саша и Юра).
САША: Добрый день!
ЮРА: Здравствуйте, Галина Александровна!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Здравствуйте Саша и
Юра. Как ваше дежурство?
САША: Отлично!
ЮРА: Нас даже воспитательница похвалила!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Вот и славно! А
сейчас, раз уж все собрались, я предлагаю начать наш урок.
ДЕТИ ВМЕСТЕ: Ура!!!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Тема сегодняшнего
урока – Азбука. Давным-давно, более тысячи лет назад, два брата монаха - Кирилл
и Мефодий, создали славянскую азбуку. Со временем она, конечно же, несколько
изменилась, но основа была заложена именно этими замечательными людьми,
основоположниками нашей письменности. И сегодняшний наш урок мы назовём –
«Весёлая Азбука». Согласны?!
ДЕТИ ВМЕСТЕ: Да!!!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Скажите, ребята, а
вы все буквы знаете?!
ДЕТИ ВМЕСТЕ: Да!!!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: А вот это мы сейчас
и проверим. Только я предлагаю весь урок, как обычно, построить в игровой
форме, чтобы было интересней, да и вообще, легче запоминалось. Мы будем с вами
читать стихи, петь песни и разыгрывать по ролям небольшие сценки. И всё это
нужно делать, придумывая на ходу, в настоящий момент. Это называется –
импровизация. Запомнили?!
ДЕТИ ВМЕСТЕ: Да!!!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Вот и отлично!
Тогда, пожалуй, начнём! Первая буква (достаёт из папки лист с буквой «А». Далее
она также будет доставать из папки листы со всеми буквами Азбуки) – это буква
«А». А какие вы знаете слова на букву «А»?
АНДРЮША:
Апельсины и Арбуз!
Очень
сладкий он на вкус!
ТАНЮША:
А ещё на «А» – Алоэ.
Есть растение такое,
АНДРЮША:
Никогда
я не слыхал,
Вот
спасибо, что узнал!
ВАЛЕРА:
А ещё для всех солдат,
Есть надёжный Автомат!
ВЕРА:
По дороге гонит пыль,
Мчится
наш Автомобиль!
ЮРА:
А на флоте, я слыхал,
Всех главнее Адмирал!
МАША:
Антилопа с буквы «А»,
Очень быстрая она!
НЮРА: Точно, Антилопа!!! Я видела её в зоопарке, а ещё я вспомнила вот
что:
Я историю тогда,
Расскажу про букву «А»!
Жил на букву «А» - Антошка,
Правда, мал он был немножко,
Ещё в школу не ходил,
Но он Азбуку учил.
Снится раз Антошке сон.
Будто в зоопарке он.
Вот подходит к первой клетке,
Антилопы – две соседки,
Говорят они ему:
«Мы ведь Антилопы – гну!
И поверь нам не беда,
Если зверь на букву «А»!»
Дальше наш Антон идёт,
Аллигатор здесь живёт!
По уши в воде лежит,
И тихонько говорит:
«Хоть бы в дверь кто постучал,
Я совсем тут заскучал.
Всё лежу один я в ванне,
Жарко, как в хорошей бане.
Хоть бы с кем поговорить,
Или кем перекусить.»
Побежал Антошка прочь,
В зоопарк спустилась ночь,
Но Антошка испугаться
Не успел, ведь это сон,
Нужно было просыпаться,
И проснулся утром он!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Хорошие получились
стихи. Умница Нюра! Молодцы и вы, ребята! А теперь поговорим о букве «Б».
МАША:
Много слов на букву «Б»!
САША:
Говорит барашек: «Б-э-э-э»!
НЮРА:
Только убежал Баран,
Застучали
в Барабан!
ЮРА:
Барабанщики идут,
Гордо палочки несут!
АНДРЮША:
Выбивают дробь они,
На
парад наш загляни!
САША:
Будем мы печатать шаг,
ВАЛЕРА:
Пусть над нами реет флаг!
ЮРА:
Барабанщики
– вперёд!
Выступаем
мы в поход!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Ну, что же, а кто
знает, какая следующая буква в алфавите?
ВЕРА: Буква – «В»!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Абсолютно Верно!
ТАНЮША:
Буква «В»? Вокзал и Веник!
САША:
Вилка и пушистый кот!
МАША:
Лучше
будет пусть – Вареник,
«Кот»
сюда не подойдёт!
САША:
Подойдёт! Всегда уместно,
Если котик будет тут!
Потому, что всем известно,
ВАСЬКОЮ его зовут!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Какая буква у нас на
очереди?
ВЕРА: Буква «Г»!
АНДРЮША:
Буква
«Г», любима Гусем!
ВАЛЕРА:
Это важно Гусь сказал.
АНДРЮША:
Га-Га-Га, пойдём, закусим!
ВАЛЕРА:
И к корыту побежал.
МАША:
А в
корыте том - Горох!
АНДРЮША:
До
чего же вкусный, ох!
ЮРА:
Почему
же Гусь свалился?
Может
быть, он подавился?
НЮРА: Да нет! Вероятно, просто объелся.
(Все ребята засмеялись).
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: А сейчас, давайте
придумаем стихи на следующую букву. И это у нас буква…
ТАНЮША: Буква «Д»!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Правильно!
НЮРА: Разлеглась на всём Диване
Буква «Д»: «Всем Добрый День!
Занимайтесь все Делами,
Мне же Дело Делать лень!
ЮРА:
Буква «Д»! Депо! Дорога!
Деньги!
Дудка! Домино!
ВАЛЕРА: Пусть уж отдохнёт немного,
И с Детьми пойдёт в кино!
ВЕРА: Точно! На сеанс в формате «Три Д»! Я
обожаю объёмные мультики!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Ну, ребята, вы
просто молодцы! А теперь пришёл черёд буквы «Е»!
САША: Буква «Е»?! Ежевика и Енот! Вот!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Интересно, а
получатся ли у нас стихи про Ежевику и Енота?
МАША: Конечно!
ЮРА: Ехал раз за Ежевикой,
Замечательный Енот.
НЮРА: Кто-то тихо вдруг захныкал,
Оказалось – это крот!
АНДРЮША: Крот сказал: «Енот, дружище,
Ты уж мне не откажи.
Хочется мне сладкой пищи,
Милый, братец, удружи!
Я почти совсем не вижу,
Но зато я чутко слышу.
Филин филину сказал,
Ну, а я и услыхал,
Что за Ежевикой ты,
Едешь в лес за две версты!»
ВАЛЕРА: Замечательный Енот,
Говорит: « Конечно, крот!
Ежевику отыщу,
И тебя я угощу!»
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: За буквой «Е» в
русской азбуке идёт буква «Ё».
МАША: Буква «Ё»? Конечно Ёжик!
У него не видно ножек.
Убежать, однако, смог,
От лисы он со всех ног!
САША: А ещё колючий Ёж!
Его в руки не возьмёшь!
НЮРА: А ещё на «Ё» есть ёлка,
Пахнет каждая иголка,
Так, что вмиг любой поймёт,
К нам приходит Новый Год!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: А эта буква похожая
на Жука называется…
ЮРА: Буква «Ж»!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Интересно, а что мы
придумаем на эту букву? Давайте какую-нибудь весёлую историю про Жука?!
ЮРА: Запросто!
Жил на свете Жёлтый Жук,
Был для всех он лучший друг!
Если кто-то загрустит,
Жук тотчас развеселит!
Пожужжит и пощекочет,
Кто грустил, уже хохочет!
Вот такой он – Жёлтый Жук,
В общем, настоящий друг!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Следующей в азбуке
идёт буква «З»! Прямо скажем – Зззамечательная буква!
ТАНЮША: На букву «З» слово Зонтик! Я
придумала такой стишок:
Если дождь идёт с утра,
Значит, Зонтик брать пора!
Мы под Зонтиком идём,
Песню весело поём!
И завидует нам кошка,
Та, что вымокла немножко.
Мы под Зонт её возьмём,
Вместе в детский сад пойдём!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Отличный стишок
получился! Молодец, Танюша! А сейчас за буквой «З», к нам спешит буква «И»!
АНДРЮША: На букву «И» - пирожок!
ВЕРА: Какой ещё «пирожок»?
АНДРЮША: С Изюмом! Вот какой!
Если голоден ты очень,
Когда, в общем, кушать
хочешь,
Не спасёт, ни джем, ни сок,
Быстро скушай пирожок!
Пирожок – твой лучший друг,
Съесть могу их десять штук!
Если же Изюм в них есть,
То могу и двадцать съесть!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: До обеда ещё далеко,
а у Андрюши уже аппетит разыгрался.
АНДРЮША: Так ведь у меня здоровый,
растущий организм! Мне ещё столько сил потребуется. Особенно для занятий в
школе на своём любимом предмете.
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: А какой у тебя будет
любимый предмет?
АНДРЮША: Ясно какой – физкультура! Я буду
бегать, прыгать…
ТАНЮША: Смотри не упади, а то потом к
врачу придётся идти.
АНДРЮША: Ну, и что?! Подумаешь, йодом
замажут царапину. Ни капельки не больно!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: А вот Андрюша и сказал то слово, которое начинается со следующей буквы.
Слово это – Йод, а буква «Й».
ВЕРА: С этой буквы начинаются немногие
слова. Но я знаю ещё одно очень вкусное слово. Это слово – Йогурт!
ВАЛЕРА: Ух, ты! А я просто не могу жить
без Йогуртов! Говорят, что они не только вкусные, но и полезные. Вот
послушайте!
«Если утром Йогурт пить,
Значит, долго будешь жить!» -
Это дедушка сказал,
Он давно о том узнал!
И живёт здоровым дед,
Уже восемьдесят лет!
Йогурт нравится и мне,
А клубничный, так вдвойне!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: К нам спешит буква
«К»!
МАША: Можно мне про эту букву рассказать
вам историю?
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Конечно, можно!
МАША: Есть такое слово – Колыбель!
Послушайте.
В Колыбели Кукла спит,
В море спит огромный Кит!
Зайка в норку спать пошёл,
Чтобы лис вдруг не нашёл.
Пробил час и мне пора,
Спать ложиться до утра.
Вот разложена Кровать,
Будет Маша сладко спать.
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Просыпайся, Маша! Мы
продолжаем урок! Буква «Л»! Смотрите, узнаёте?
САША: Конечно! Я хочу рассказать про эту
букву. Она такая Ледяная!
МАША: Почему?
САША: А ты послушай.
Мы полярники на Льдине,
Льдина ведь на букву «эЛь»?
По морской плывём пучине,
И не сядем мы на мель!
Ходят белые медведи,
Воет ветер, Лёд трещит.
С вертолёта нас заметят,
И пилот к нам поспешит.
Хорошо, когда с тобою,
Есть отважные друзья,
Пусть угрюмо вьюга воет,
Только воет она зря!
Мы уже на вертолёте,
И летим к большой земле,
А на Льдине мишка бродит,
Самый белый на земле!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Да у Саши целое
приключение получилось! Ну, а нас уже
готова порадовать буква «М»!
ЮРА: Буква «М»? Конечно. Мёд!
«Нет вкусней!» - Медведь ревёт!
«Мёду Много съесть смогу,
Только пчёлам ни гу-гу!
Они сразу прилетят
И ужалить захотят!
Пчёлы больно искусают,
Если вдруг меня поймают.
Впрочем, Мёд недавно съел
Быстро убежать успел!»
НЮРА: А я знаю, какая буква идёт в Азбуке
за буквой «М»!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Какая же?
НЮРА: Буква «Н»!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Молодец, Нюрочка!
Абсолютно правильно. Так, может быть, ты нам и
расскажешь про эту букву?
НЮРА: С удовольствием! Слушайте! Ноты! Это
такие знаки для написания музыкальных звуков.
ЮРА: Да мы знаем!
НЮРА: Отлично! Тогда подпевайте! (поёт
Нюра, а дети подпевают в припеве).
1.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
Что это? Меня спроси!
«Нотки!» - всем отвечу я,
Будем песню петь, друзья!
ПРИПЕВ:
Весёлые Нотки всем очень нужны,
Для музыки Ноты, конечно, важны.
В любой нашей песне есть Нотки, поверь,
Об этом ты знаешь дружочек теперь!
2.
Чтобы песню сочинить,
Всех талантом удивить,
Чтобы не было заботы,
Нужно написать нам Ноты!
ПРИПЕВ:
Весёлые Нотки всем очень нужны,
Для музыки Ноты, конечно, важны.
В любой нашей песне есть Нотки, поверь,
Об этом ты знаешь дружочек теперь!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Какая весёлая у нас
получается Азбука! А сейчас давайте посмотрим, что это за буква?
АНДРЮША: Это какая-то баранка.
ТАНЮША: Никакая это не баранка – это буква
«О»!
АНДРЮША: Да, знаю я! Это я просто пошутил.
Тем более, что у меня есть отличное слово на букву «О».
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Какое же?
АНДРЮША: Остров!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Действительно, очень
хорошее слово.
АНДРЮША: А вы ещё не знаете, что я вам
расскажу про этот самый остров!
Остров в Тихом Океане,
Затерялся между волн.
Но его мы увидали,
Только показался он!
Остров тот – необитаем,
Но по карте знаем мы,
То, о чём давно мечтаем
Здесь! И это не мечты!
Под горой пираты злые,
Спрятали сундук большой,
В нём пиастры золотые,
На всех хватит с головой!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: А где же вы взяли
карту, на которой обозначен Остров и
клад?
АНДРЮША: Понятно где – на берегу моря, в
бутылке, запечатанной сургучной печатью.
ГАЛИНА
АЛЕКСАНДРОВНА: Ясно. А у нас на очереди буква «П».
ВАЛЕРА: На букву «П» начинается слово –
Паровоз! Представьте себе, что мы уже учимся в школе и у нас летние каникулы!
Паровоз гудит и мчится,
И дымит он из трубы!
Надо детям торопиться,
Начались каникулы!
Паровоз везёт нас к морю,
Чтобы плавать, загорать,
Отдохнём, ребята, вволю,
Будем петь, плясать, играть!
А потом, на Паровозе,
Вновь домой, где много дел.
Машиниста мы попросим,
Чтоб угля он не жалел!
ГАЛИНА
АЛЕКСАНДРОВНА: Ну, раз уж вы представили себе, что вы учитесь в школе, то и
слово на следующую букву, придумайте какое-нибудь школьное.
ТАНЮША: А какая следующая буква?
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Буква «Р»!
ТАНЮША: А я знаю такое школьное слово,
которое начинается на букву «Р».
ВЕРА: Интересно, интересно…
ТАНЮША: Это слово – Ранец!
ВЕРА: Точно! Как я сразу не догадалась?!
ТАНЮША: И вот какие стихи у меня есть про
Ранец и первоклассника Рому.
Рома в Ранец положил,
Всё, что нужно в школу взять.
Книжки сунуть поспешил,
И тетрадей целых пять.
Ручки, циркуль и дневник,
Вот примерный ученик!
«Стоп!» - сказал Роман себе,-
«Что-то лёгкий Ранец мой,
Как пушинка на спине,
Значит он почти пустой!
Положу в него сосиски,
Вдруг проголодаюсь я!
А ещё возьму ириски,
Угощу вас всех друзья!
Можно взять ещё отвертку,
И, конечно, молоток.
Шоколадную обёртку,
И в пакете молоко.
Всё мне в школе пригодиться,
Собираться я мастак!»
Но пришлось вдруг удивиться,
Ранец не поднять никак!
ГАЛИНА
АЛЕКСАНДРОВНА: Очень поучительное стихотворение. Умница, Танюша! Ну, а мы смотрим
в Азбуку и видим букву, которая идёт за буквой «Р». И это буква «С»!
ВЕРА: Самовар! Точно, Самовар начинается с
буквы «С»!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Полностью с тобой
согласна. Какое красивое и очень старинное слово!
ВЕРА:
Самовар кипит, ребята!
Значит, чай уже готов!
Он из липы и из мяты,
Из шиповника плодов!
Чай такой, всегда полезный,
Угощай нас Самовар!
Вечерок у нас чудесный,
И идёт из чашек пар!
К чаю вкусного варенья,
Надо гостю предложить,
Самовар и угощенье!
Можно жить и не тужить!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Я так понимаю, что
наша Вера очень гостеприимная хозяйка. А у тебя дома есть самовар?
ВЕРА: Есть, но только на даче. Мы любим
всей семьёй вечером набрать ягод и листьев, например, с малины и смородины,
заварить чай и устроить большое семейное чаепитие. А всем этим командует наша
бабушка.
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Да вкусный, душистый
чай – это здорово!
ВАЛЕРА: А я к чаю люблю Торт!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Я с тобой,
безусловно, соглашусь, кто же не любит Торт. Тем более, что слово Торт,
начинается с буквы «Т». А это следующая буква, о которой мы с вами поговорим.
ВАЛЕРА: Можно я всё про торт расскажу? У
меня мама кондитер и она делает прекрасные торты и пирожные.
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Ну, раз так, то я
думаю, что никто возражать не будет.
ВАЛЕРА:
Приготовить нелегко,
Тортик «Птичье молоко»!
Но на фабрике у мамы
Всё, что надо точно есть.
Этот Тортик вкусный самый,
Я один могу весь съесть!
Тортики ещё бывают,
«Рыжик», «Прага» и «Бисквит»,
Их на праздник покупают,
Или в гости кто спешит!
Мамин Торт, он самый вкусный!
Мама кулинар искусный!
В общем, мама у меня,
Самая чудесная!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Какие прекрасные
стихи!
САША: А я, Галина Александровна знаю,
какая буква стоит в алфавите за буквой «Т»!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Правда?! А ну-ка скажи нам.
САША: Буква «У»!
МАША: Ух, ты! Это та самая буква, которая
похожа на Улитку?
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Правильно, Маша,
Есть у этой буквы некоторое сходство с Улиткой. Кстати, Улитка начинается с
буквы «У».
МАША: Тогда я расскажу вам историю про
Улитку.
Однажды в домино играли,
Улитка, муха, стрекоза.
Спокойно кофе попивали,
Водой у них была роса.
Вдруг смотрят, кофе больше нет!
И что же делать, как им быть?
На то понятный есть ответ
За кофе надо им сходить.
Улитку быстро снарядили,
пакет для кофе ей вручили,
И сели дружно кофе ждать
Уж лучше бы легли бы спать.
Два дня Улитка всё ползла,
На третий кофе принесла.
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Да, уж улитку
посылать за чем-нибудь не стоит. Ну, разве что, если только никто никуда не спешит. А к нам, тем
временем, торопится буква «Ф»!
САША: Хорошее слово Футбол!
АНДРЮША: Конечно Футбол!
ВАЛЕРА: Футбол - это же самая лучшая игра
на свете!
ЮРА: Я обожаю Футбол!
САША: Я играю в настоящей Футбольной
команде! И недавно мы победили на
чемпионате в своей возрастной группе.
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Молодец! Ну, раз
так, то расскажи нам Саша про Футбол.
САША:
Все любим мы играть в Футбол!
Когда я забиваю гол,
От радости ликую я,
Команда счастлива моя!
Поверьте, если я с мячом,
То мне соперник нипочём.
Готов в Футбол весь день играть,
Мячи в ворота забивать!
Быть нападающим непросто,
И вратарём большого роста,
Защитником почётно быть,
Но главное, чтоб гол забить!
Соперник тоже ведь силён,
Тренировался много он.
Нам нужно дух его сломить,
И, безусловно, победить!
МАША: А я с папой хожу на Футбол. И,
несмотря на то, что я девочка, мне эта игра тоже очень нравится.
САША: Особенно сейчас хорошо играть в
Футбол. Выйдешь на поле – красота! Тепло
и светит солнце. Но наша команда тренируется и зимой.
МАША: Зимой?! Под открытым небом?
САША: Но ведь мы же настоящие футболисты,
поэтому нам не страшна зима.
МАША: Но ведь зимой такой холод!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: А вот и следующая
буква. Первая буква в слове Холод – буква «Х»!
МАША: Мне как-то не хочется рассказывать о
Холоде. Можно я расскажу про Хрюшу?
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Про Хрюшу?
МАША: Да, про Хрюшу! Так зовут Хряка, ну,
то есть поросёнка в деревне у бабушки! Он очень
смешной.
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Ну, Хорошо. Давайте
послушаем.
МАША:
Поросёнок толстый Хрюша,
Очень любит много кушать,
Менее всего на свете
Вспоминает о диете.
Любит хлеб и помидоры,
Желудей съесть может горы!
Но ещё должна признаться,
Хрюша любит умываться!
Говорят, что поросята
Очень грязные ребята.
Только Хрюша не такой,
Прыгнет в речку с головой,
А потом как завизжит,
И во двор опять бежит.
Хрюкает на солнце Хрюша,
Так себя он видно сушит.
Удивляется бабуля,
«Поросёнок наш – чистюля!»
НЮРА: А я тоже была в деревне и видела там
настоящего Цыплёнка! Он такой хорошенький!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Цыплёнок – это как
раз то, что нам нужно. Потому что за буквой «Х» идёт буква «Ц»! Я так понимаю
Нюра, что ты нам можешь про Цыплёнка рассказать нечто интересное?
НЮРА: Конечно!
Жёлтый, маленький Цыплёнок,
Тоже ведь ещё ребёнок.
Мама курица следит,
Вдруг Цыплёнок убежит.
Жёлтый, маленький комочек –
Это курицы сыночек.
Он пока покрыт пушком,
Станет позже петушком.
Только, чтобы подрастать,
Нужно зёрнышки клевать.
Ну, а курице сейчас
За ребёнком «глаз, да глаз»!
Чтобы он не убежал,
Чтоб в корыто не упал.
Чтоб не слопал толстый кот,
Всех забот невпроворот!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Что-то я начала
переживать за твоего Цыплёнка, Нюра.
НЮРА: Не волнуйтесь Галина Александровна,
с ним всё будет хорошо. Потому что маме курице помогает в воспитании цыплёнка
петушок Петька. Он может смотреть безостановочно за Цыплёнком целый час.
ЮРА: Только Петька не знает про то, что
час уже прошёл, у него ведь нет часов.
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Часы!!! Вот слово на
букву «Ч»! А я как раз хотела предложить поговорит об этой букве.
ВЕРА: Я могу прочитать стихи про Часы. Можно?
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Мы тебя с
удовольствием послушаем.
ВЕРА:
Часы Чинил наш Часовщик,
К работе этой он привык.
Отремонтировать готов,
Он в месяц сотни две Часов.
Часы с кукушкой на стене,
Кукушка не кукует мне.
Сломались Часики вчера,
К Часовщику нести пора!
Через толстенное стекло,
Увидит, что произошло.
Посмотрит там, посмотрит тут,
И вот часы уже идут!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Вот, что значит быть
настоящим профессионалом своего дела. А для этого нужно хорошо учиться. Поэтому
мы продолжаем наш урок и переходим к букве «»Ш».
ВАЛЕРА: Буква «Ш»? Ну, это просто! Я вот
как-то упал и такую Шишку набил!
МАША: А ещё Шишки растут на дереве.
ВАЛЕРА: Это я знаю. Мы с папой ходили в
лес так там столько этих самых шишек! Сейчас расскажу.
Ходят мишки-Шалунишки,
Собирают с кедра Шишки.
Чтобы лапу не сосать,
Нужно Шишки собирать.
Потому что любят мишки,
Эти кедровые Шишки.
Белки толк в них тоже знают,
И в дупло их собирают.
Чтоб зимою был запас,
Шишки соберут сейчас!
Извлекут из них орехи,
Сверху сбросят для потехи,
Залепили мишке - хлоп!
Этой шишкой прямо в лоб!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: А ещё есть буква,
очень похожая по написанию и звучанию на букву «Ш».
АНДРЮША: Это буква «Щ»! Например – Щука!!!
На рыбалку мы идём,
Удочки с собой берём,
Будем рыбу мы ловить,
Чтоб уху потом сварить.
Юра спиннинг взял с собой,
Он с блесною золотой.
Долго спиннинг он бросал,
Щуку крупную поймал!
Говорит она ему: -
«Не кидай меня в уху!
Я исполню три желанья,
Три любые приказанья.
Только отпусти меня,
В речке ждёт меня родня!»
Первым делом Юра просит: -
«Нужен новый самокат!»
«Во-вторых – сказала Нюра –
Пусть даст Щука мармелад!
А ещё пусть всем ребятам,
Щука пряники даёт,
С мёдом, маком, джемом, мятой,
А потом пускай плывёт!»
Щука сразу согласилась,
Что просили – появилось,
Юра Щуку отпустил,
Сдобный пряник откусил,
Он на самокат вскочил,
Да помчался со всех сил!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Ты, Юра прямо как
Емеля в сказке, с Щукой разговаривал. Повезло тебе, не каждому удаётся побывать
в настоящей сказке. А вот теперь мы перейдём к букве, с которой не начинается
ни одно слово. Но, тем не менее, эта буква также нужна для образования слов,
как и любая буква в Азбуке. Это буква – «Ы». Ребята, назовите мне слова, в
которых есть эта буква.
ТАНЮША: МЫшка!
МАША: МалЫшка!
НЮРА: КрЫшка!
ВЕРА: ПЫшка!
САША: ПустЫшка!
ЮРА: А ещё мЫчит корова!
АНДРЮША: ЛьвЫ так грозно зарЫчали!
ЮРА: Буква «Ы» - нужна нам снова,
Ну и что, что не в начале?!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Правильно ребята!
Без буквы «Ы», нам не обойтись. Так же как и без следующих двух букв, их ещё
называют мягким и твёрдым знаками.
Например, в слове «подЪезд» - твёрдый знак. А в слове «соль» в окончании –
мягкий знак. А теперь ваша очередь придумывать примеры с этими знаками.
ВЕРА: Мягкий знак в слове – карамель!
ВАЛЕРА: А ещё в слове – акварель!
НЮРА: СосулЬка!
ЮРА: СвистулЬка!
МАША: А в слове – подЪём, твёрдый знак.
САША: Также как и в слове - обЪём. А ещё обЪявление!
ОбЪявление в газете,
«Потерялся твёрдый знак!»
Знают взрослые и дети,
Без него нельзя никак!
Вскоре сыщики пришли,
Поискали и нашли!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Да, лучше не терять
ни твёрдый, ни мягкий знаки. Они нам очень нужны. А сейчас предлагаю перейти к
букве – «Э»!
ВАЛЕРА: Это то, что нужно!
ВЕРА: Кому?
ВАЛЕРА: Мне, да и вам всем. Потому что я знаю замечательное слово на эту букву
– Эскимо! Во!
Страус Эму любит очень,
Эскимо есть, между прочем.
Ведь мороженое это,
Любит целая планета!
Вы не знаете того,
Кто не любит Эскимо?!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Я и сама люблю
Эскимо, а особенно любила в детстве. Только много мороженого, мне не разрешали
есть родители. Боялись, что я могу заболеть, тогда мне пришлось бы лежать в
кровати и пить лекарства. Я и сама знала, что мороженое нельзя есть в больших
количествах. Ведь когда болеешь, нельзя гулять, прыгать, бегать…
НЮРА: Крутится как Юла…
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Юла! Отличное слово
на букву «Ю»! Ведь теперь её черёд.
НЮРА: А мне мама часто говорит: «Что же
ты, Нюрочка вертишься, как Юла?». А я ей отвечаю так:
Да, верчусь я как Юла!
Потому что я мала!
А пока растёт ребёнок,
Должен прыгать как котёнок.
И нельзя сидеть на месте,
Мне не сто лет! И не двести!
Плавать, бегать, прыгать нужно!
Иногда быть непослушной.
Вот тогда из века в век,
Вырастает человек.
Мама вдумалась в слова,
И сказала: - «Ты права».
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Буква «Ю» -
предпоследняя буква в азбуке, а последняя буква…
ВАЛЕРА: Я!
МАША: Что ты?
ВАЛЕРА: Да не «ты», а «Я». Буква такая –
«Я»!
МАША: А! Поняла!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Ребята, а давайте я
сама предложу вам слово на букву «Я», а вы попробуете с ним разыграть целую
сценку.
САША: А какое это слово?
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Оно очень красивое и
старинное.
ЮРА: Как самовар?
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Возможно, что ещё стариннее. Это слово – Ярмарка.
Представьте, что вы на весёлой городской Ярмарке, где столько разных красивых и
необычных товаров. Это платки, игрушки, свистульки…
НЮРА: Петушки на палочке!
ВЕРА: Шарики на ниточке!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Одним словом, всякая
всячина!
ТАНЮША: Можно я начну?
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Хорошо, Танечка,
начинай!
ТАНЮША:
Купец на Ярмарке стоял,
Товар народу предлагал!
АНДРЮША:
«Эй, подходи честной народ,
У нас из персиков компот!
За кружку пятачок всего…»
МАША:
«У нас для платья полотно!» -
ВЕРА:
Купчиха
вдалеке кричит.
К ней модница уже бежит.
ВАЛЕРА:
А вот свистульки, посмотри!
Свистят на весь базар они!
Коль есть копейка, забирай,
Да на свистульке ты играй!
САША:
А вот баранки, просто класс!
Специально пёк в печи для вас!
МАША:
А я за медную полушку,
Могу вам предложить ватрушку!
ЮРА:
А мы простые скоморохи,
Под Ярмарку дела неплохи!
Станцуем мы вам и споём,
За всё мы гривенник берём!
НЮРА:
Кому холодный, сладкий квас?!
Смотрите, скиснет он без вас!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА:
На Ярмарке честной народ,
Под вечер водит хоровод.
Потом гуляют всей гурьбой,
А после уж идут домой.
Отличная у нас получилась Ярмарочная
сценка. Вот мы и прошли все тридцать три буквы русского алфавита. Получилась
настоящая Весёлая Азбука. Спасибо вам ребята!
МАША: Это вам спасибо Галина
Александровна! Нам было очень интересно. Правда, ребята?!
ВСЕ ДЕТИ: Да!!!
ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА: Я очень рада, что
вам понравился урок! А сейчас я предлагаю нам всем вместе спеть нашу весёлую
песню. Договорились?
ВСЕ ДЕТИ: Да!!!
ВСЕ ПОЮТ:
1.
Школа – это целая страна,
В жизни школа каждому нужна.
Всем известно, что ученье – свет,
Жить без знаний невозможно, нет!
ПРИПЕВ:
Скоро, скоро в первый класс,
Но готовиться сейчас,
Нам пора уже друзья,
Время упускать нельзя!
2.
В школе интересно каждый день,
Если вам учиться в ней не лень!
Надо постараться всё узнать,
Чтобы умным человеком стать.
ПРИПЕВ:
Скоро, скоро в первый класс,
Но готовиться сейчас,
Нам пора уже друзья,
Время упускать нельзя!