Эдуардо Скарпетта (Eduardo Scarpetta)
В 15-летнем возрасте дебютировал как актёр на сцене театра «Сан-Карлино» (Неаполь), затем выступал в различных районах Калабрии с труппой М. Боцци. Вернувшись через 2 года в Неаполь, Скарпетта вступил в труппу А. Петито, а после его смерти возглавил театр «Сан-Карлино». Создал здесь образ дона Феличе Шошамокки, заменивший традиционную маску Пульчинеллы. Это выдвинуло Скарпетта в число лучших комедийных актёров неаполитанского диалектального театра. Дон Феличе стал гл. персонажем многочисленных комедий Скарпетта, сатирически изображающих выскочек-буржуа. Отказываясь от маски Пульчинеллы, заменяя её живым человеческим характером, актёр более глубоко и полно показывал современную действительность. Многие пьесы, близкие по стилю к фарсу, Скарпетта писал, перерабатывая комедии французских драматургов (Э. Лабиша, Ж. Фейдо, А. Н. Эннекена и др.). В его комедиях щедрый комизм, жизнеутверждающая темпераментность сочетаются с критикой некоторых сторон жизни Неаполя, подлинным демократизмом, точным изображением неаполитанского быта, характеров. Лучшая пьеса Скарпетта — «Беднота и знать» (1888), показывающая жизнь двух семей, которых голод и нищета довели до отчаяния, не утратила социальной остроты до настоящего времени. Скарпетта принадлежат книги автобиографического характера: «От Сан-Карлино до Фьорентини» (Da San Carlino ai Fiorentini, Napoli, 1895), «Дон Феличе» (Don Felice, Napoli, 1883), «Пятьдесят лет на сцене» (Cinquant’anni di palcoscenico, Napoli, 1922). |
ПЬЕСЫ | |
САНТАРЕЛЛА | Перевод Дмитрия Лебедева и Paolo Emilio Landi |