Пинтер Г. Теплица

Hothouse: пьеса в 2 действиях; пер. с англ. Нины Севестр

ЖЕНСКИХ РОЛЕЙ — 1; МУЖСКИХ РОЛЕЙ — 6;

ПЬЕСЫ О СУМАСШЕДШИХ, ДЕЙСТВИЕ ПЬЕСЫ ПРОИСХОДИТ В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ; СИМВОЛИСТСКАЯ ДРАМА; ТРАГИФАРС; ОГРАНИЧЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Рут, 50 лет
Гиббс, 30 лет
Ламб, 20 лет
Мисс Каттс, 30 лет
Лаш, 30 лет
Табб, 50 лет
Лобб, 50 лет

Действие происходит в психиатрической клинике. Пьеса написана в жанре «черного» фарса, или «комедии страхов».

КОМЕДИЯ СТРАХОВ

«Я ведь понимаю, ты тогда был там, доктора эти, и все такое, взаперти, я ведь знаю, как там бывает, жарища, понимаешь, там всегда жарища, я заглядывал когда-то, чуть не задохся», — эти слова бродяги Дэвиса, персонажа «Сторожа», написанного после «Теплицы» (1960), в какой-то степени проясняют не совсем поначалу понятное название пьесы, которой было суждено двадцать лет пролежать в столе драматурга с надписью на титуле: «Последний вариант. Непошедшая пьеса». Дэвис умоляет Астона, подвергшегося некогда электрошоковому лечению в психиатрической клинике, не выгонять его из дома, куда ранее сам же Астон поселил его из милости. Теперь же он всячески изворачивается, чтобы как-то загладить оскорбительные слова, брошенные им ранее своему благодетелю. И если травматический опыт, о котором Астон рассказывает в своем монологе, был для зрителя «Сторожа» внесценической реальностью, выходящей за рамки спектакля, то в «Теплице» речь как раз и идет о психиатрической клинике и ее персонале.
Когда сравниваешь тексты «Сторожа» и «Теплицы», становится ясно, почему «Теплица» оставалась до поры до времени в рукописи. Дело в том, что «Сторож», первый безусловный сценический успех Пинтера, знаменует собой отход драматурга от темной символики ранних пьес (за которую его часто упрекали в подражательности Ионеско и Кафке) к большей разработке психологических нюансов поведения человека на сцене. «Теплица» же продолжает традицию «черного» фарса, или «комедии страхов», как по созвучию с термином «комедия нравов» окрестили критики ранние пинтеровские опусы. Более того, политические обертоны пьесы, затрагивающие тему карательной психиатрии, казались во время ее создания чем-то искусственно привнесенным, в чем признавался сам Пинтер в интервью газете «Дейли Телеграф» в июне 1980 г., вскоре после первой постановки «Теплицы» в Лондоне: «Странное дело, у меня такое чувство, что она [пьеса] сейчас гораздо более актуальна, чем в 1958 году, когда мы еще ничего не знали о русских психушках. Теперь-то мы знаем, но тогда все это можно было назвать чистой фантазией. И я, конечно, ни о чем таком конкретном не слышал. Разумеется, я читал “Слепящую тьму” Кёстлера и еще что-то в этом роде, но в 1958 году мало кто знал о подобных вещах во всех подробностях, как сейчас».
Впрочем, содержание «Теплицы» вряд ли стоит сводить к одной лишь теме карательной психиатрии. Это более широкая сатира на иерархическую бюрократическую структуру власти вообще. Несмотря на подчас заземленную фарсовость диалога и ситуаций (прямо-таки традиционные мюзик-холльные номера с взрывающейся сигарой и жонглированием стаканами), общая фантастическая картина мира, создаваемая пьесой, предельно мрачна: в качестве модели общества выступает идущий к своей гибели сумасшедший дом, где у руля находятся грызущиеся друг с другом твердолобые тупицы и садисты-интриганы, подминающие под себя невинных простаков. «Теплица» в определенном смысле оказывается гораздо ближе к более поздним неприкрыто политическим драматическим скетчам и пьесам, таким как «Перед дорогой» (1984), «Горский язык» (1988) и «Новый мировой порядок» (1991).
Неслучайно, что после первой постановки в «Хэмпстед Тиэтр» 24 апреля 1980 года (спектакль, режиссером которого был сам Пинтер, в том же году переехал в «Амбассадор Тиэтр») «Теплица» привлекала внимание театров неоднократно, причем постановки эти сопровождались неизменным одобрением критики. Особенно отмечалось умение драматурга сочетать общую зловещую атмосферу с неотразимо смешными диалогами.
Летом 1995 года в постановке «Минерва Студио» в Чичестере главную роль сыграл сам автор. Осенью, после переезда спектакля в Лондон («Комеди Тиэтр») рецензент «Дейли Телеграф» писал: «Глядя на Гарольда Пинтера, играющего в собственной пьесе “Теплица”, понимаешь, что мы потеряли великолепного комического актера, когда этот обитатель кулис затхлых провинциальных театров превратился в величайшего из ныне живущих британских драматургов».
Очередное возобновление старой пьесы предпринял Национальный театр в 2007 году. Пьеса шла всего несколько месяцев, однако, при неизменном успехе у публики. Отмечая актуальность политической составляющей пьесы, рецензент лондонской «Тайме» Бенедикт Найтингейл писал: «При всей карикатурности изображения безумия, бездушия и жестокости, практикуемых государством, “Теплицу” нельзя считать всего лишь политической сатирой. Видно, как почти каждый ее персонаж движим страхом, ненавистью, желанием манипулировать и доминировать. Поэтому она имеет много общего с такими, казалось бы, аполитичными пьесами, как “Сторож”, “Возвращение домой” и “Измена”, которые будущий нобелевский лауреат написал на протяжении 1960-х и 1970-х годов. Все они посвящены тому полному опасностей пространству, которое называется 141 пинтеровскими джунглями человеческой души».
«Теплица» неоднократно ставилась и за пределами Англии. В США ее премьера состоялась в 1981 году. (Спектакль, первоначально поставленный в Провиденсе, перекочевал в 1982 г. в Нью-Йорк). При этом актер Ричард Кэвенау, исполнявший роль одного из персонажей, Гиббса, был номинирован на высшую американскую театральную награду «Тони» «За лучшее исполнение второстепенной роли».
А вот, что писал Бен Брентли, рецензент «Нью-Йорк тайме», в рецензии на спектакль «Атлантик Тиэтр Компании» в 1999 году: «Пинтеровская метафора всесильной бюрократии, управляемой двусмысленными, капризными и опасными существами, конечно же, не нова. Специалистом в данной области был Кафка, а такие более современные сатирики, как Пэдди Чаефски, построили на этом свои карьеры. Однако мало кто из художников сумел передать абсурдность высокопарного административного жаргона с большей язвительностью». Постановка «Теплицы» была в 2007 г. осуществлена в Чикаго, а в 2008-м — в Филадельфии.
Помимо Англии и США «Теплица» шла на сценах Германии, Италии, Канады и Португалии.»

Александр Дорошевич
(Современная драматургия.— 2011.— №1 (янв.-март).— С. 140-141)