Английский поэт, одна из величайших фигур в драматургии елизаветинской эпохи, теоретик жанра драмы, актер, друг и идейный противник Шекспира.

Биография Джонсона полна неясностей, существуют разные версии хронологии того или иного периода жизненного пути. Известно, что родиной его был Лондон, где он появился на свет 11 июля 1572 г. Его отец, протестантский проповедник, умер еще до рождения Бенджамина, и мальчика воспитывал отчим, каменщик по профессии. Первоначальное образование он получил в школе, действовавшей при церкви св. Мартина, после чего его отправили учиться в классическую вестминстерскую школу. Впоследствии Джонсон слыл одним из самых образованных людей своего времени, однако история умалчивает, в каких еще учебных заведениях он учился. Два университета избирали его магистром искусств, Джонсон делал им литературные посвящения, но неизвестно, получал ли он образование в одном из них и что именно его с ними связывало. Есть версия, что он все-таки учился в Кембридже.

Предположительно с 1590 г. он в течение какого-то времени с перерывами работал каменщиком, стал членом профессиональной гильдии. В 1591–1592 гг. был наемным солдатом, служил в Нидерландах, отличился смелостью и недюжинной физической силой. Вернулся на родину Б. Джонсон примерно в 1592 г. 14 ноября 1594 г. состоялась его женитьба на Энн Льюис. Живя в Лондоне, он в качестве актера и драматурга вошел в театральную труппу Филипа Хенслоу и в 1597 г. на короткое время угодил в тюрьму за участие в постановке сатирической пьесы «Остров Собак». Тюремных заключений в его жизни будет как минимум четыре.

В 1597 г. впервые была перенесена на сцену Блекфрайерского театра его собственная пьеса — «Обстоятельства переменились», постановке которой содействовал сам Шекспир. Несмотря на десятилетнюю разницу в возрасте и статусе, между ними завязались многолетние дружеские отношения, прерванные смертью Шекспира. Драматурги проповедовали разные принципы художественного творчества и устраивали ожесточенные споры, в которые вовлекалось большое количество неравнодушных.

Особенно насыщенным в биографии Джонсона оказался 1598 г.: он убил в ходе ссоры коллегу, актера Габриэля Спенсера и был обвинен в убийстве Лондонским центральным уголовным судом. Лишь благодаря тому, что его отцом был священник, лицо, не подчиняющееся светскому суду, Джонсон не был повешен.

В 1603 г. в его судьбе происходит очередной крутой вираж: по случаю прибытия королевы Анны он пишет «Празднество в Альтропе», и эта работа кладет начало написанию произведений для монаха и его окружения. С 1605 г. он стал сочинять пьесы-феерии к придворным праздникам, которые в то время назывались театром масок. Работа в этом жанре позволила Джонсону продемонстрировать острый ум, разностороннее развитие. В 1616 г. король Иаков I отметил его заслуги в создании театра масок присуждением звания поэта-лауреата, к которому прилагалась большая пенсия. Авторитетность придворного поэта и драматурга Бенджамина Джонсона в культурной среде на протяжении десятилетия неуклонно возрастала. В 1612 или 1613 г. он написал произведение, которое считал «самым зрелым» — сборник «Эпиграммы». Собрание сочинений, включающее порядка 30 «масок», пьесы, поэмы, очерки и работы других жанров, увидело свет в 1616 г.

Начавшийся в 1620 г. период постепенного упадка был усугублен смертью в 1925 г. Иакова I. Карл I лишил его звания и пенсии, пьесы Джонсона терпели фиаско одна за другой, он крайне нуждался материально. Стараниями верных друзей в 1628 г. ему была выбита должность городского историка Лондона, и на эти скромные деньги он, будучи больным (инсульт), жил до дня смерти — 6 августа в 1637 г. Похоронили Бенджамина Джонсона в Вестминстерском аббатстве.

ВИКИПЕДИЯ

 

ПЬЕСЫ
Алхимик  
Варфоломеевская ярмарка  
Вольпоне  
Заговор Катилины  
Черт выставлен ослом