Американский драматург, один из ярчайших представителей «театра абсурда» — Эдвард Олби, в своих пьесах показывал бессмысленность и абсурд современной жизни. Они отражались в неожиданных и немотивированных поступках персонажей Олби, которые сочетались с натурализмом сценических эффектов. На Олби сильное влияние оказал Э. Ионеско, другой известный представитель «театра абсурда», родом из Франции. Эдвард Олби был удостоен премий «Тони» и Пулитцеровской премии 1967 года за «Неустойчивое равновесие», Пулитцеровскую премию 1975 года — за «Морской пейзаж», 1994 года — за «Трех высоких женщин».

Биография Эдварда Олби выдалась насыщенной и познакомила его с разными сторонами жизни. Олби появился на свет в 1928 году, 12 марта, в Вашингтоне. Спустя две недели его усыновили Рид и Фрэнсис Олби, которые обеспечили ему образование. Эдвард был выпускником школы «Чоат» и некоторое время учился в Тринити-колледже Хартфорде (в штате Коннектикут). После этого он переехал в Нью-Йорк и, пробуя себя в прозе и поэзии, некоторое время жил случайными заработками. В 1959 году Олби дебютировал в качестве драматурга, и впоследствии через объединение «Олби-Барр-Уайлдер» поддерживал перспективных драматургов.

Одна из центральных тем творчества Олби — одиночество людей и неспособность к взаимопониманию. Диалог между персонажами показывает не общение между ними, а их остроумие и выступает как средство самоутверждения каждого из них. В известнейшей пьесе «Кто боится Вирджинии Вульф?» (1962 года, удостоена премии «Тони») главными героями являются профессор университета и его жена, которые на протяжение всей пьесы пикируются друг с другом и своими гостями.

Творческая манера Олби выражалась в разнообразных формах: в «Крошке Алисе» (1964 года) соблюдены требования сюжетной драмы, а вот в «Ящике и цитатах из председателя Мао» (1968 года) связного диалога как такового нет, и речь персонажей на сцене, переплетающаяся с закулисными голосами, похожа скорее на музыкальные темы в контрапункте.

В ранний период творчества Олби писал одноактные пьесы, которые сначала были поставлены в Европе и приобрели известность именно там. К трехактной структуре он перешел уже в зрелом периоде своего творчества. К наиболее известным произведениям Олби, помимо перечисленных, относятся: «Что случилось в зоопарке» (1959 год), «Фэм и Йем», «Смерть Бесси Смит» (обе 1960 года), «Американская мечта» (1961 года), «Дама из Дюбука» (1977 год), «Человек с тремя руками» (1983 года) и другие.

Кроме того, над рядом известных произведений Олби работал в качестве сценариста, готовящего материал к инсценировке. Он приложил руку к «Завтраку у Тиффани», к «Лолите» и другим известным прозаическим произведениям, переехавшим благодаря ему на театральные подмостки. Последним его произведением, поставленным в Нью-Йорке в 2001 году, стала «Пьеса про младенца», написанная годом ранее.

Заслуги Олби как выдающегося деятеля американской и мировой культуры были оценены Центром Кеннеди (награда 1996 года за плодотворно прожитую жизнь) и миром искусства — в 1997 году президент США Билл Клинтон вручил драматургу Национальную медаль, которой отмечены его достижения в области искусства.

 

ПЬЕСЫ
Американская мечта  
Все в саду  
Все кончено  
Коза, или Кто такая Сильвия  
Кто боится Вирджинии Вульф  
Три высокие женщины  
Что случилось в зоопарке