Джонсон Т. Истерия

Исключительно удачная Премьера «Истерии» (чье полное название «История, или Фрагменты психоанализа навязчивых неврозов») состоялась 26 августа 1993 г. в «Ройал Корт Тиэтер» в Лондоне. Драматург не определяет жанра своего опуса, но переводчик взял на себя смелость определить его как трагифарс, основываясь на собственном впечатлении и на многочисленных рецензиях.

В основе сюжета — последний год жизни Зигмунда Фрейда в Англии, куда он был вынужден эмигрировать, спасаясь от захвативших Австрию нацистов.

На чужбине великий ученый был встречен восторженно, однако жить ему оставалось недолго: физическая боль была столь нестерпима, что 21 сентября 1939 года по просьбе Фрейда лечащий врач сделал ему инъекцию, положившую конец страданиям. Такова предыстория фабулы пьесы.

А сама она представляет фантазии автора, прекрасно знакомого с биографией и трудами Фрейда. Действие строится на воображаемом посещении Фрейда дочерью одной из его пациенток, историю болезни которой можно найти в трудах врача. Джессика обвиняет его во врачебной ошибке и ведет расследование, превращающееся в интеллектуальный детектив, в который втягивается Сальвадор Дали, посетивший Фрейда в Лондоне (что, кстати, вполне соответствует истине). Дали вносит в происходящее эксцентризм, который уравновешивается доктором Иегудой, ученым и философом.

Чувство меры, присущее Терри Джонсону, позволяет соединить, казалось бы, несоединимые элементы — тонкий, истинно английский юмор с буффонадой, эротические пассажи, отличающиеся безукоризненным вкусом, с размышлениями об искусстве, науке, судьбах человечества.

Режиссеру и актерам предоставляется возможность импровизировать в игровой стихии пьесы. Эксцентрические нагромождение в конце концов оборачиваются серьезностью, а Джессика превращается в Психею, в душу, прошедшую через все круги ада, выпавшие на долю великого психиатра.

Дерзкая театральность пьесы будит мысль и фантазию.

Мужских ролей — 3

Женских — 1

Видения Фрейда (безмолвные)