(1813-1837), немецкий писатель, создатель реалистической драмы. Родился 17 октября 1813 под Дармштадтом. Изучал медицину, историю и философию в университетах Страсбурга и Гисена. В 1834 участвовал на родине, в Гессене, в революционном движении и за написание политического памфлета разыскивался полицией. В начале 1836 отошел от политики и продолжил образование в Швейцарии. В том же 1836 начал читать лекции по анатомии в Цюрихском университете; несколько месяцев спустя заразился тифом и умер 19 февраля 1837. Бюхнер написал всего три драматических произведения и один прозаический фрагмент, однако они принадлежат к числу наиболее оригинальных творений немецкой литературы. Самая значительная его пьеса, Смерть Дантона (Dantons Tod, 1835), — драматический портрет одной из центральных фигур Французской революции, Дантона. Новаторская по форме, Смерть Дантона состоит из отдельных сцен, где сменяют друг друга философский спор, меланхолическая медитация и политическая риторика. Вторая пьеса Бюхнера, Войцек (Woyzeck, 1837), включает 27 сцен, повествующих о реальных исторических событиях и горестной жизни солдата. Пассивный по натуре, всегда во власти обстоятельств, Войцек беззащитен как перед внешним гнетом, так и перед собственной смутной страстью. Опера Воццек (1925) австрийского композитора А.Берга написана на текст Бюхнера. В двух других произведениях, комедии Леонс и Лена (Leonce und Lena, опубл. 1839) и новелле Ленц (Lenz, опубл. 1839), пессимизм Бюхнера выражен с еще большей силой. Ленц читается как образец социально-психологической реалистической прозы. Влияние Бюхнера весьма ощутимо в драматургии таких авторов, как Фр.Ведекинд, Г. Гауптман и Б. Брехт.

 

ПЬЕСЫ
Войцек  
Смерть Дантона