Шток И. Чортова мельница

Комедия в четырех действиях, девяти картинах по пьесе-сказке Яна Дрды «ИГРЫ С ЧЁРТОМ»
Музыка Н. Богословского (Партитура и тексты)
Текст песен П. Антокольского и И. Штока. 1954
Женских ролей — 3; Мужских ролей — 12; Эпизодические роли.
Сатирическая сказка для взрослых. Сказочные персонажи.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

МАРТИН — солдат в отставке.
РАЗБОЙНИК, он же ИСИДОР.
ОТШЕЛЬНИК.
ДИСПЕРАНДА
— принцесса.
КАЧА — ее служанка.
КОРОЛЬ.
КОРОЛЕВА.
ПЕРВОСВЯЩЕННИК.
ЛЮЦИУС
— чорт первого разряда.
ОМНИМОР
деревенские черти
КАРБОРУНД
ВЕЛЬЗЕВУЛ — князь тьмы.
СОЛЬФЕРНУС — его советник.
ЧОРТ — ДУШЕВНЫЙ РЕГИСТРАТОР.
ЗАВЕДУЮЩИЙ АДСКИМИ КОЗНЯМИ.
Призраки и черти.

СОВЕТЫ РЕЖИССЕРА

Комедия И. Штока «Чёртова мельница» написана по мотивам пьесы известного чехословацкого писателя Яна Дрды «Игры с чёртом». В ней рассказывается о том, как отставной солдат Мартин, человек, не знающий страха, любящий веселую шутку, перехитрил шайку чертей и спас двух девушек. Идея произведения перекликается с русской народной пословицей: «Не так страшен чёрт, как его малюют».
Пьеса привлекает благородством и ясностью заложенной в ней идеи — борьбы человека с темными силами за счастье и справедливость. Она проникнута непоко-лебимой верой в победу простого человека.
В бессмертных народных сказках богатство выдумки всегда сочетается с большим социальным смыслом, жизненной достоверностью, острым, беспощадным разоблачением реально существующих пороков и пережитков и их совсем не фантастических носителей.
«Сказка — ложь, да в ней намек» — это пушкинское определение социального существа сказки как нельзя лучше подходит и к сатирической сказке И. Штока — Яна Дрды.
Простой солдат побеждает чертей благодаря своей храбрости, находчивости и любви к людям. Представители потустороннего мира наделены правдоподобными человеческими чертами. Сочетание народного фольклора с современностью и острой злободневностью и» есть та новизна, которая присуща пьесе и определяет ее принадлежность к жанру сатирической комедии. В ней остроумно изобличаются многие приемы одурачивания народных масс, широко применяемые и сейчас в капита-листических странах.
Режиссуре важно так раскрыть образы чертей, чтобы зритель узнавал в них знакомые лица авантюристов, проходимцев и интриганов.
Борьба простых людей — МАРТИНа и КАЧИ — за свое счастье и счастье всех людей с темными силами — в образе ЛЮЦИУСА, СОЛЬФЕРНУСА и других — является главной темой спектакля.
Задача режиссера, работающего над постановкой этой пьесы, — донести до зрителя идею произведения, выраженную через главную тему, и сохранить все особенности жанра.

Первое действие, первая картина. Первая сцена ИСИДОРА и МАРТИНА должна ввести нас во внутренний мир этих героев. Мартин не совсем обыч-ный персонаж, хотя и наделенный совершенно реальными человеческими чертами характера. Возникновение чувства к девушке, о которой он мечтал в долгие годы солдатской службы, должно быть передано с подлинным лиризмом. Необходимо отметить, что, к сожалению, положительные качества этого образа зачастую не раскры-ваются в действии, а лишь декларируются. Порой Мартин излишне дидактичен. Задача режиссера и исполнителя — сделать его живым, полнокровным и обаятельным. Это крайне важно, так как от правильного раскрытия образа Мартина зависит идейное звучание спектакля и нужное превосходство положительных сил над отрицательными.
РАЗБОЙНИК, он же студент Исидор, меланхолический молодой человек, в котором в отличие от Мартина отсутствуют воля и непреклонное желание добиться своей цели. Только с помощью Мартина Исидор становится решительным и смелым. Образ Исидора должен быть ко¬медийным, но не надо делать его романтическим любов-ником.
Важно, чтобы зритель с первой же сцены полюбил Мартина и определил свое ироническое отношение к Исидору,
Появляется ЛЮЦИУС. Зритель не должен сразу догадываться о его «адском» происхождении. Внешняя мягкость, вкрадчивость, «академическая» образованность скрывают его подлинные намерения. В образе чёрта должны угадываться и осмеиваться карьеризм, желание выслужиться во что бы то ни стало. Диалог солдата и чёрта носит характер разведки. Это основная сцена первой картины.

Первое действие, вторая картина. Лес. На первом плане дерево с дуплом. Постепенно мы различаем старика-ОТШЕЛЬНИКА и его часовню. В образе отшельника с настоящей сатирической остротой раскрывается природа ханжества, себялюбия, скаредности, эгоизма и жестоко осмеиваются эти пороки. Ключ к решению образа — в ответе отшельника на просьбу Мартина помочь двум девушкам спастись от ада, отшельник говорит: «Тридцать лет я питался кузнечиками, а они ели мясо! Я утолял жажду водой, а они пили вино! Я спал на камнях, а они нежились в кроватях! А теперь вы хотите, чтобы они тоже попали в рай? Дудки! Только меня ждут блага небесные». В этом ответе вся его себялюби¬вая, эгоистическая душонка.
Центральная сцена этой картины — диалог Люциуса и отшельника — должна строиться на исключительной предупредительности со стороны чёрта и крайнем любо-пытстве и еле сдерживаемой жадности к еде со стороны отшельника. Он заклинает чёрта только потому, что не хочет, чтобы его застала Дисперанда с таким неподходящим собеседником. В диалоге с Дисперандой надо подчеркнуть, что отшельник не столько возмущен поведением принцессы, сколько боится ссоры с ее отцом — королем.
Образ принцессы ДИСПЕРАНДЫ наделен автором положительными чертами. Дисперанда не желает выходить замуж по воле отца за богатого и знатного принца, а всячески стремится к бедному, но любимому студенту. Она должна быть обаятельно-капризна, как обычная сказочная принцесса. Наряду с наивностью, благодаря которой она легко доверилась Люциусу, у Дисперанды есть и воля к достижению желаемой цели. Но такие люди, как Дисперанда, могут добиваться в жизни исполнения своих желаний только в том случае, если они не одиноки.

Первое действие, третья картина. Здесь мы знакомимся впервые с будущей подругой Мартина — служанкой КАЧЕЙ. Кача наивнее Мартина, она вся еще во власти суеверий. Но вместе с Мартином она скоро перестанет бояться чертей и ада и вступит с ними в борьбу. Она смешлива, все ее радует и развлекает. Тема любви в ее монологе должна звучать просто и естественно.
Основное в этой картине — сцена Люциуса с Качей и Дисперандой. Мы рекомендуем, чтобы обоих Люциусов играл один и тот же актер. Люциус ведет себя с Дисперандой совсем не так, как с Качей. Перед Дисперандой он — благородный, романтический герой, бескорыстно предлагающий ей свою помощь. Перед Качей — парень с душой нараспашку, просто и деловито убеждающий ее не отказываться от выгодного предложения. Девушки по-разному относятся к Люциусам. Кача пока еще не очень верит своему новому другу, но готова выслушать его. Дисперанда в восторге от неожиданной поддержки. Надо выделить в отдельный эпизод сцену охоты на отшельника, хотя это и второстепенная сюжетная линия, показывающая неудачи Исидора-разбойника.
Наступает ночь. Лес становится таинственным и загадочным. Неожиданно возникает довольный собой Люциус. Он предчувствует близкую победу. Его речитатив звучит нагло и самоуверенно.
Второе действие, четвертая картина. Заброшенная водяная мельница. Входит усталый Мартин. Осмотрев мельницу, он садится и поет песенку. Осторожно, подталкивая друг друга, подходят Дисперанда и Кача. Они робеют. Эта сцена должна идти в тревожных ритмах и кончаться тем, что, наткнувшись на Мартина, девушки в испуге убегают. Мартин их останавливает и успокаивает. Ему понравилась веселая, смелая Кача. Основная сцена в этой картине — вторая встреча Мартина с Люциусом. Она должна протекать в более острой форме, чем первая. Чёрт, убежденный в своей победе, ведет себя самоуверенно. Мартин спокоен, но держится настороже. Люциус удивлен хладнокровием солдата и не понимает, почему его не берут заклятья. Он ходит вокруг Мартина, осматривает его, пожимает плечами и начинает волноваться.
Мартин чувствует, что поле сражения осталось за ним, и спешит на мельницу. Люциус растерянно идет следом.
Надо подчеркнуть моральное превосходство Мартина и его непоколебимую веру в свою победу.

Второе действие, пятая картина. Внутренность мельницы. Там спят сельские черти ОМНИМОР и КАРБОРУНД. Они должны быть очень простодушными и наивными. Их методы устрашения людей примитивны. Чтобы напугать солдата, они колотят в деревянные ведра, надевают на головы выдолбленные тыквы со свечой. Характеры их различны: Омнимор ленив, медлителен, трусоват и откровенно глуп; Карборунд претендует на руководящую роль в этом дуэте. Он более подвижен, хи¬тер и напорист.
Через полуразрушенную трубу появляется Люциус. На голове у него гнездо. Он перепачкан в саже и паутине. Люциус грубо будит сельских чертей и ведет себя с ними как грозный ревизор с провинившимися подчинен¬ными. Он кричит, топает ногами, угрожает.
Слышится песня. Это идет солдат. Черти пытаются испугать Мартина. Но ничего не вышло. Солдат не испугался. Черти озадачены. Они уныло тушат свечи и волокут обратно свои ведра. Во всей этой и дальнейших сценах Мартин явно подсмеивается над чертями. Они сбиты с толку и в конце чуть не плачут. Но вот к ним на помощь является СОЛЬФЕРНУС. Этот «доктор» — наиболее современная фигура в пьесе. Модернизированный чёрт-бизнесмен. Недаром он предлагает обновить не только приемы совращения душ, но даже и самую внешность чертей. Например, ампутировать хвосты.
В сцене Сольфериуса и Мартинаа должно чувствоваться некоторое преимущество первого. Разговор и действие идут в очень быстром темпе. Сольфернусу некогда — всюду прорывы. Мартин обыгран. Расписок нет, вместо денег — черепки! Сольфернус торжествует, его поддерживают ободрившиеся черти. Солдат огорчен, обескуражен, но отнюдь не побежден. Он еще повоюет.
Как бы в помощь ему, разгоняя тьму, за окном начи¬нается рассвет. Вся нечистая сила исчезает.
Третье действие, шестая картина. Дупло-часовня. Раннее утро. отшельнику не дали выспаться, он не в духе. Люциус бодр и решительно настроен. Он должен совратить отшельника во что бы то ни стало. отшельнику явно нравятся предложенные ему соблазны, хотя по инерции он еще пытается возражать. Появляется разбойник Исидор. Он вне себя, кричит на отшельника и требует его помощи. Эта сцена, как и последующая, должна идти в очень четких ритмах, в быстром темпе и подготовить выход Мартина. Сцена Мартина, отшельника и Исидора является главной сценой в этой картине. Солдат полон решимости, и следа не осталось от ночного поражения. Он не очень рассчитывает на помощь отшельника, но ему нужен свидетель для разоблачения лже-Исидора. Надо уговорить отшельника идти с ними. Но старец непоколебим — какое ему дело до людей! Мартин решается идти один. Исидор, увлеченный его решительностью, следует за ним.

Третье действие, седьмая картина. Спальня Дисперанды. Невеста готовится к свадьбе. Кача не скрывает своей радости. Но Дисперанда чувствует неладное в поведении своего лжежениха. Кача тоже начинает тревожиться. Входят КОРОЛЬ и КОРОЛЕВА. Они довольны. Все улажено — наступил день свадьбы. ПЕРВОСВЯЩЕННИК немного выпил ради такого торжественного случая — он уже путает обряд венчания с танцами. «Пара за парой!» — командует он. В разгар приготовлений к свадьбе врываются Мартин и Исидор. Дворцовая стража их не пускала, они выдержали настоящий бой, одежда их разорвана, волосы растрепаны. Кульминация картины — разоблачение Сольфернуса и Омнимора. С каждой репликой нарастает темп, который достигает предела на общем уходе. Мартин остается один. Он вспоминает про расписки, оставшиеся у чертей, и торопится за ними в ад.

Четвертое действие, восьмая картина. Ад. Идет привычная работа ленивых чиновников. Проходят грешники, отмечаясь у заведующего отделом ре-гистрации душ. Попивая чай, лениво считает на счетах
ВЕЛЬЗЕВУЛ. Владыка преисподней сильно постарел. Ничего грозного в нем сейчас уже нет. Даже в аду ему делать нечего. Грешных душ с каждым днем становится все меньше и меньше. Ведь «человеку в аду вообще не место».
Главная сцена этой картины — поединок Вельзевула и Мартина. «Князь тьмы» явно робеет, теряется и готов провалиться сквозь землю. Он еще пытается грозить и пугать, он даже временно одерживает победу, но когда Мартин, закуривая солдатскую трубку, высекает огнивом искру и ад освещается ярким светом, мы видим, как все казавшееся загадочным оказывается совсем не страшным, а владыка ада — бессильным.
Все приходит в смятение. Черти не могут вынести яркого света знания и бесстрашия. Они бросаются на солдата и его подругу, но Мартин и Кача непобедимы.
Четвертый акт, девятая картина. Вершина горы. Предрассветные часы. отшельник смотрит на небо и упрямо твердит: «Сейчас вознесусь, сейчас возне-сусь». Вбегает Исидор с Дисперандой на руках. После всех событий меланхоличного поэта не узнать. Он стал смелым и решительным.
С выхода Исидора с каждым пением петуха действие должно развиваться в возрастающем темпе. Появление Качи и Мартина приводит Люциуса в окончательное замешательство, он в полном отчаянии, его самоуверенность и нахальство пропадают.
Третий раз, победно встречая появление солнца, поют петухи.
Под смех счастливых молодых пар позорно проваливается Люциус, увлекая за собой сконфуженного отшельника. Гора исчезает, видна мельница с заработавшим колесом.
Спектакль заканчивается финальной песней.

В работе с актерами режиссеру прежде всего надо добиться, чтобы все исполнители поверили в правдивость своих поступков, что при сказочных ситуациях довольно сложно. Несмотря на фантастическое окружение, поступки действующих лиц прямо вытекают из предлагаемых обстоятельств. Поэтому искреннее, правдивое исполнение ролей совершенно обязательно.
Актеры должны играть живых людей. Исполнителям ролей чертей надо помнить, что это не только аллегорические персонажи, но и сатирические образы. Их надо решать в плане сатиры — наделить чертами современных реальных людей, но с обязательным учетом природы народной сказки. Народными должны быть все образы без исключения, начиная с солдата с его афоризмом: «Солдат без души — не солдат, а палач». Спектакль должен играться весело, легко, без какого бы то ни было нажима, грубости и вульгарности.
В декорациях должны отражаться ироническое отношение к изображаемому и сказочность. Например, в оформлении картины ада все детали и освещение должны создавать иллюзию привычного для нашего представления ада, но Вельзевул сидит за современным письменным столом, на котором множество телефонов; регистратор печатает на пишущей машинке, на стенке висят правила внутреннего распорядка и т. д.
Художник должен решить, как показать на фоне гор поэтическую мельницу, но в то же время не забывать, что этой мельницей овладели черти и сейчас она не работает; как говорит Мартин: «На ней без капитального ремонта только языком молоть можно».
Иронического решения требует и первая картина. Чудесный лес, но в нем Исидор построил своеобразный «дот» и расставил западни, в которые должны попадаться, по его расчетам, простодушные путники.
При создании эскизов костюмов действующих лиц мы посоветуем художнику познакомиться с иконографическим материалом.
Кача одета в национальный костюм — чешский или словацкий, выдержанный в ярких красках. В костюме Дисперанды должны сочетаться детали национального костюма и одеяния принцессы. Мартин одет в солдатский мундир, конечно, не современный. Что касается костюмов сказочных персонажей, то надо учесть, как представлял себе народ на протяжении многих веков образы чертей на родине сказки. Несомненно, что русский домовой или леший отличаются от чешского дьявола Люциуса, да еще к тому же окончившего «адскую академию».
Несколько слов о технике выполнения «чудес»: «провалов» Люциуса и Сольфернуса, появления блюд в сцене совращения отшельника, раздвоения Люциуса и т. д.
Существует ряд разнообразных приемов для выполнения этих трюков. Выбор приема зависит от технического оснащения сцены. Если имеется люк или есть воз-можность его прорезать в нужном месте, то «провалы» могут быть легко осуществимы путем подстановки к люку деревянного желоба, по которому исполнители будут скатываться в «ад».
Если же постановочная часть не располагает оборудованной сценой, то мы рекомендуем широко использо¬вать для выполнения всех превращений прием, осно-ванный на применении черного бархата. В аппликативный задник, изображающий лес или горы, в указанном режиссером месте вшивается кусок черного бархата размером немного больше роста человека и соответствующей ширины. Разумеется, что вшитый кусок бархата должен быть художником соответственно вкомпонован в общий рисунок задника. Костюм Люциуса или Сольфернуса шьется из двух частей: передняя в со¬ответствии с эскизом костюма, а задняя из черного бархата (так же обрабатываются чулки, берет и т. д.).
Стоит исполнителю подойти вплотную к бархату и при вспышке огня и дыма повернуться спиной к зрительному залу — он исчезнет. Этот испытанный прием несло-жен по выполнению. На этом же приеме можно построить и появление блюд. Они должны быть легкими, сделанными бутафорским способом (муляж), обратная сторона оклеивается бархатом. Блюда заранее подвешиваются на фоне черного бархата на двух нитках. Исполнитель протягивает руку, берет невидимое для зрителя блюдо, поворачивает его, обрывая нитки, другой стороной. Можно также вмонтировать блюда и разные яства» в ветви деревьев так, чтобы они до нужного момента были замаскированы сучьями и листьями.
Можно рекомендовать и появление маленького чертенка с блюдами из стоящего на сцене на втором плане объемного цветка. На головном уборе этого посланца ада может быть написано «Стол заказов» или что-нибудь в этом роде.
Раздвоение Люциуса — наиболее сложный трюк. Можно предложить два варианта. Первый — основанный также на применении черного бархата. Люциус на какое-то мгновение подходит к бархату и, делаясь невидимым, быстро меняет деталь костюма, поворачивается — и перед нами Люциус № 2. Опять поворот, изменение детали и снова Люциус № 1. Второй способ более сложный. У исполнителя с самого начала этой картины должны быть надеты до пояса два одинаковых костюма, один — на нем, второй — на деревянной распялке-вешалке перед ним. На лице актера — маска, скрепленная со вторым костюмом. В нужный момент исполнитель отводит держалку в сторону — и перед зрителем два Люциуса.
Разумеется, в таком «двойном» виде исполнитель может провести только первую, небольшую сцену с девушками, до выхода отшельника. Все последу сцены с Качей и Дисперандой исполнитель ведет в своем обычном виде. До момента раздвоения исполнитель управляет руками своего второго костюма, коте должны быть бутафорскими.
При невозможности технически чисто выполнить этот трюк, сцену раздвоения могут играть два актера, примерно одного роста, одинаково одетые и загримированные. До своего выхода второй исполнитель, одетый так же, как Люциус, в костюм из двух частей, стоит в «невидимом» положении у бархата.
Комедия «Чортова мельница» — спектакль музыкальный. Композитор Н. Богословский написал веселую музыку, основанную на чешских и словацких народных мотивах. Актеры должны с первых же дней работы над своими образами одновременно изучать и всю музыкальную часть своих ролей.
Сказка не должна превращаться в комедию со вставными музыкальными номерами. Задача режиссера заключается в том, чтобы песенки и речитативы органично «ходили в жизнь действующих лиц. С помощью музыки режиссер должен добиваться обогащения спектакля, усиления его идейного звучания.
* * *
Форма сатирической сказки нова, но усилия участников спектакля полностью окупятся тем удовлетворением, которое получит советский зритель, смотря эту увлекательную и веселую комедию.
В. ПОЗНАПСКИИ, заслуженный артист РСФСР. 1954 год