[30.6(12.7).1812, Шеки, ныне Нуха, — 26.2(10.3).1878, Тифлис], азербайджанский писатель-просветитель, философ-материалист, зачинатель азербайджанской драматургии. Получил духовное образование. Владел русским, арабским и персидским языками. А. служил в Тифлисе в канцелярии царского наместника на Кавказе в качестве переводчика (1834—1861); преподавал персидский и тюркский языки в Тифлисском уездном училище. В 30-х гг. началась литературная деятельность А., направленная против отсталости и религиозного догматизма, за просвещение, свободу и прогресс. В своих литературно-критических статьях А. подвергал критике придворно-эпигонскую и религиозно-мистическую поэзию, разрабатывал принципы реалистического идейного искусства, пропагандировал новые литературные жанры. Первое значительное произведение — элегическая поэма «На смерть Пушкина» (1837). Поэма была переведена на русский язык и опубликована в журнале «Московский наблюдатель» (1837).Литературный талант А. с особенной силой проявился в драматургии. С 1850 по 1856 он написал 6 комедий, в которых нашла реалистическое отражение жизнь Азербайджана 1-й половины 19 в.: «Мусье Жордан, ботаник и дервиш Масталишах, знаменитый колдун» (1850: первая постановка на русской сцене в переводе автора 1851, Петербург, 1852, Тифлис), «Молла Ибрагим Халил, алхимик, обладатель философского камня» (1850), «Везир ленкоранского ханства» (1850; постановка в первом азербайджанском театре, 1873, Баку), «Медведь, победитель разбойника» (1851), «Приключение скряги» («Хаджи Кара», 1852), «Правозаступники в городе Тебризе»(» Восточные адвокаты», 1855). В сатирические повести «Обманутые звёзды»(1857) А. изобразил распад феодально-патриархальных отношений.

Мировоззрение А. складывалось под воздействием прогрессивных идей философии Бл. Востока, а также русской философии и идей французских материалистов 18 в. В своём философском трактате «Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле к персидскому принцу Джалал-уд-Довле…», статье «Ответ философу Юму» и др. А. развивал материалистические идеи, отвергал бессмертие души, отделял философию и науку от религии, призывал к изучению природы. В теории познания А. стоял на позициях материалистического сенсуализма однако не смог раскрыть диалектику чувственной и рациональной ступеней познания. Протестуя против социального гнёта, А. выступал в защиту прав женщины Востока, пришёл к мысли о неизбежности насильственного свержения угнетателей. Цель воспитания А. видел в подготовке сознательных граждан-патриотов, свободных от религиозных верований. Большое значение придавал эстетическому воспитанию подрастающего поколения; ратовал за распространение наук, пропагандировал целесоооразность замены арабского алфавита латинским; выступал за подготовку азербайджанских учителей. Деятельность А. оказала большое влияние на развитие литературы и общественной мысли азербайджанского народа и народов Бл. Востока, философские сочинения А. впервые появились на русском языке в переводе автора в 1853, позднее переводились на персидский, английский, французский, немецкий и на многие языки народов СССР.

Скончался Мирза Фатали Ахундов в 10 марта 1878 года в Тифлисе. Похоронен на территории Ботанического сада в Тбилиси.

 ПЬЕСЫ
Визирь Ленкоранского ханства