Аверкиев Д. В. Комедия о Российском дворянине Фроле Скабееве и стольничей Нардын-Нащокина дочери Аннушке

Комедияв 5-ти действиях.
Женских ролей — 5; Мужских ролей — 12; Эпизодические роли.
Время действия — эпоха царя Алексея Михайловича (1645-1676).

Действие происходит при Тишайшем Царе; первое — на посаде близ Новгорода; второе — в усадьбе Нащокина, там же; третье, четвертое и пятое — на Москве. По времени первое и второе примерно на святках; третье в середине апреля; четвертое и пятое в мае.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

ВЕЛИК-БОЯРИН, с Москвы наезжий.
ФРОЛ СКАБЕЕВ, бедный дворянин.
ЛЫЧИКОВ САВВА АЛЕКСЕИЧ ,стольничий сын.
НАРДЫН-НАЩОКИН.
ЛЫЧИКОВ АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ, отец Саввы.
ВЕЛИК-БОЯРСКИЙ ДВОРЕЦКИЙ.
ПЛОЩАДНОЙ ПОДЬЯЧИЙ.
СБИТЕНЩИК.
ВАНЬКА
СЕНЬКА } мужики.
АНТИПКА. |
ЛАВРУША , Фролов братец, лет 10-ти
АКСИНЬЯ ПАХОМОВНА Нардын-Нащокиной Аннушки мамка.
МОЛОДКА.
ВАРЮША , Фролова сестрица.
АННУШКА,стольничья Нардын-Нащокина дочка.
ГРУША ,МАША, девушки в гостях у Аннушки.
МАВРУША, ДАША , сенные девушки.
ВЕЛИК-БОЯРСКИЕ СЛУГИ, ЛЫЧИКОВА СЛУГИ, НАРОД ВСЯКИЙ.

ПЕРВЫЙ СТОЛЬНИК
ВТОРОЙ СТОЛЬНИК } молодые.
ТРЕТИЙ СТОЛЬНИК
ЧЕТВЕРТЫЙ СТОЛЬНИК , постарше.
САВЕЛЬИЧ Нащокина дворецкий.

» Пьеса впервые опубликована в журнале «Заря», 1869, No 3. По поводу этой публикации Достоевский писал Н. Н. Страхову 6 апреля 1869 года: «Про Фрола же Скабеева хотел было написать к вам письмо, с тем, чтобы напечатать в «Заре». […] Не знаю, что выйдет из Аверкиева, но после «Капитанской дочки» я ничего не читал подобного. Островский щеголь и смотрит безмерно выше своих купцов. Если же и выставит купца в человеческом виде, то чуть-чуть не говоря читателю или зрителю: «Ну что ж, ведь и он человек»… У Аверкиева не знаю, найдется ли столько блеску в таланте и в фантазии, как у Островского, но изображение и дух этого изображения — безмерно выше. Никакого намерения. Предвзятого» (Достоевский Ф. М. Письма, т. 2. М., 1930, с. 187—188).
30 декабря 1868 года комедия была впервые исполнена в Александрийском театре в бенефис В. В. Самойлова, игравшего Фрола. В этом спектакле участвовали П. И. Григорьев 1 (Нащокин), Ю. Н. Линская (Нащокина).
В статье «Д. В. Аверкиев и его отношение к театру» (по предположению Б. В. Варнеке, ее автором был известный актер М. И. Писарев — см.: Стрепетова П. А. Воспоминания и письма. М.—Л., 1934, с. 481) содержится интересный рассказ Аверкиева о работе корифея Александрийского театра В. В. Самойлова над ролью Фрола и его советах по доработке текста, принятых автором:
«Фрол» […] полюбился Василию Васильевичу Самойлову. После первого же акта он решил взять пьесу себе на бенефис. После второго он усомнился, достаточно ли он молод для Фрола. Надо сказать, что в первоначальной редакции Фрол являлся к Нащокиным, согласно повести, в виде девушки. Обстоятельство это для повести существенное; но проистекающее из него последствие по своей более чем нескромности немыслимо в драме». Самойлов предложил автору сделать «небольшую уступку»: «Пусть Фрол явится старухой, ворожеей. И покажется барышне в зеркало. Подобная сцена есть, правда, в аблесимовском «Мельнике». Да ничего: хорошее и украсть не грех.— Совет Василия Васильевича показался мне дельным. Он делал роль Фрола доступною для большего числа артистов; он устранял неудобство для Фрола вести всю сцену в женском платье и самый приступ к сцене делался более свободным. Что было хорошо для повести, то и мне самому являлось не совсем удобным для драмы, но я недоумевал, как это устранить: Василий Васильевич просто открыл ларчик». Самойлов пригласил автора «пройти с ним роль». «Конечно, не я с ним, а он со мной проходил ее. В это утро я многому научился. Василий Васильевич обратил особое внимание на второй акт: «кто его одолеет, тому остальное не может представить особых затруднений». Он целых семь раз прочел вслух сцену с Аннушкой, с каждым разом все более и более входя в роль. Между прочим, стих:

А пожалела, значит полюбила,

он разгорячась прочел:

А? пожалела, значит полюбила.

— А что скажете? Ведь этак, пожалуй, лучше?
Мне оставалось взять карандаш и поставить восклицательный знак» (Ежегодник императорских театров. Сезон 1904—1905, прилож. 2. Спб., 1906, с. 276—277).
В Малом театре премьера состоялась 10 октября 1869 года в бенефис Живокини-сына. В спектакле играли: С. В. Шуйский (Фрол), С. П. Акимова (мамка), Н. А. Никулина (Варвара) и др.
Комедия до сих пор удерживается в репертуаре советских театров. Так, заметным явлением в сценической истории «Фрола» был спектакль в Московском драматическом театре (постановка Б. Гончарова и М. Буткевича, художник Т. Маврина). В 1970-х годах комедия с успехом шла в Красноярском театре им. Ленинского комсомола (постановка Ю. Молчанова). В 1950 году Т. Н. Хренников написал комическую оперу «Фрол Скабеев».»
А. И. Журавлева